О продукции

В последнее время во многих печатных изданиях и интернете появляется информация о кованых колесах. К сожалению, не всегда достоверная, если это вольная трактовка прочитанного или услышанного, практически информация second-hand, и, зачастую, попросту лживая (когда производители или продавцы литых дисков очерняют боле прогрессивную продукцию).

Автор этой статьи – один из немногих, скорее всего, единственный в Украине в силу закрытости военных авиазаводов, который видел своими глазами полностью весь производственный цикл выпуска кованых колес. Хотя и процесс изготовления обычных литых дисков также видели единицы. А все потому, что хозяева производства не желают, чтобы продавцы и, тем более, покупатели, узнали всю простоту технологии литья. Потом уже практически невозможно будет объяснить, как сплав, стоимостью, приблизительно, 1,5 доллара за килограмм после разлива по формам, несложной механической обработки и недорогой покраски стоит по 15-20 долларов, а часто и дороже.

Другое дело, «ковка». Тут применяются дорогостоящие (десятки миллионов долларов), прессы давлением до 50000(!) тонн, созданные для космического и авиастроения. Кстати, значительная часть деталей самолетов “Boeing”, так называемые изделия ответственного назначения (несущие и наиболее нагруженные) делают на таком оборудовании в ВСМПО. Американцы вели длительные переговоры, чтобы заключить контракт на производство необходимых им деталей. С ними подписан договор до 2017 года.

Вернемся к производству кованых колес. Из заготовки весом в 50 килограмм после фрезеровки и проточки получается 6-ти килограммовый колесный диск (15 дюймов). Затраты огромные. Для чего? Чтобы, как и в авиации, изделие было максимально легким и максимально прочным. Ни одно литое колесо любой самой известной фирмы не может сравниться с кованым. Да и для самолетов даже на самых крутых «литоколесных» заводах ничего не делают. Зачем колесу повышенная прочность? ЭТО — ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВАША БЕЗОПАСНОСТЬ. Ни при каких ударах, наездах диск не должен разрушаться. Там, где литое разлетается и автомобиль становится неуправляемым, кованое мужественно спасает Вас, пассажиров, машину и окружающих.

Кованым изделиям не присущи изъяны литья: наличие раковин, микропор, что существенно влияет на прочность, особенно, если удар приходится в это место. Неокрашенные литые колеса негерметичны – через поры пропускают воздух. Важным качеством кованых дисков является их демфирующая (пружинящая) способность – полезная, упругая деформация. У литых, в лучшем случае, деформация будет пластической, то есть при наезде на препятствие литой диск или передаст весь ударный импульс своей подвеске, или согнется (а при достаточно сильном ударе — расколется). Кованый, прежде чем валить на подвеску, сам серьезно смягчит удар, безболезненно для себя, да и передача благодаря значительно меньшей массе, будет гуманней. За счет более низкого веса кованые диски обладают меньшей инерцией, что сильно улучшает ходовые качества автомобиля, так как пружины подвески после проезда неровностей дороги быстрее возвращают контакт колеса с проезжей частью, и, тем самым, улучшают управляемость и тормозные свойства.

И существенно влияет момент инерции при торможении на скользком покрытии. Всем известно, что при замедлении, как только колеса блокируются, автомобиль переходит в «юз» (естественно, удлиняется тормозной путь) и становится неуправляемым. Чем меньше инерция дисков, тем легче силе трения в пятне контакта вывести колесо из этого состояния. Кстати, для ABS критично важен вес диска, так как она работает по схеме быстрых нажатий (ударов) по тормозному приводу. Так как облегченных шин пока не выпускают вся надежда остается на диски. Для точности в управлении автомобилем на скользком покрытии вес колес имеет очень большое значение. Разница тормозных путей автомобилей с легкими и тяжелыми дисками довольно большая.

Кроме того, на управляемость влияет и гироскопический эффект, который усиливается с увеличением массы крутящихся элементов *. Гироскоп – волчок, прибор со свободной осью, вращающийся с большой скоростью, обладает устойчивостью при разных положениях, применяется для замены магнитного компаса на самолетах и судах для придания точности. В автомобиле же гироскопический эффект сильно снижает управляемость. При уменьшении веса колеса в холодное время мерзлая подвеска (особенно ее резиновые детали, которые тяжело переносят нагрузки при низких температурах) получает от более легких колес щадящие удары.

Сложно оспорить тот факт, что спектр дизайнерских решений литых дисков разнообразнее и вычурней, чем кованых. Последние, в силу технологических причин могут иметь более тонкую спицу без возможных рисков при высоких нагрузках. Возникает вопрос, наверное, чисто экономического характера, зачем литейщики часто делают формы «под ковку»? Поиск ответа на этот вопрос остается за Вами.

Что касается экономического фактора, а, точнее, экономии. Ресурс ходовой, трансмиссии и двигателя при увеличении массы колес снижается пропорционально квадрату ее разницы. То есть, при использовании легких колес, на сервис тратится много времени и денег где-то в полтора раза меньше, и это не учитывая форс-мажорных обстоятельств (только сокращение тормозного пути легкими дисками ежедневно спасают сотни людей). Относительно расхода топлива, а именно его экономии – уменьшение неподресоренной массы автомобиля (в первую очередь, колес) – это фактор номер один. Существует формула 1/15, то есть, при скорости 100 километров в час каждый килограмм неподрессоренной массы автомобиля превращается в 15. Таким образом, облегченные колеса существенно снижают массу автомобиля во время движения. В свою очередь, это прямая экономия топлива. Добавим, что прессованные изделия давлением свыше 20 тысяч тонн не подвержены коррозии. ВСМПО выпускают ограниченными партиями диски с полированной лицевой частью, абсолютно без лакокрасочного покрытия, чем не могут похвастаться литые колеса.

Цена кованых дисков сопоставима с обычными европейскими дисками. Наши колеса – единственные в своем роде. Под таким давлением не делают никакие другие автомобильные изделия.

Что касается производства, в мире есть три 50000-тонных пресса – два в России, один во Франции (Airbus). Продукцию для автомобилей делают только первые два. Как было сказано выше, есть очень много заказчиков на «суперковку», готовых платить на порядок больше, чем самые обеспеченные водители. Среди таких заказчиков «Boeing», с которым заключен контракт до 2017 года. В силу сказанного, выпуск другой продукции, в том числе дисков, резко сокращен. Ко всему этому с апреля по июнь прессы остановят на реконструкцию, что может повлечь за собой дефицит и рост цен.

Следует отметить, что потребительский спрос автолюбителей России и других стран СНГ на бесспорно качественную продукцию ВСМПО неизменно высок, зачастую он намного превышает уровень предложения производителя. Тем не менее, благодаря длительным партнерским отношениям, которые сложились у украинского дистрибьютора с представителями Торгового дома ВСМПО, мы имеем возможность предложить отечественному потребителю практически весь ассортимент кованых автомобильных дисков производства Верхне Салдинского Металлургического Промышленного Объединения (ВСМПО).

Из вышесказанного следует, что большинство продвинутых водителей, в частности, все гонщики должны ездить именно на дисках ВСМПО.

ТАК ОНО И ЕСТЬ!

Купить кованые диски ВСМПО можно практически только в Киеве. Возможна отправка в другие города.